Наверное, в истории русского искусства было четыре ключевые фигуры. Павел Михайлович Третьяков, потому что показал русскому зрителю подлинную Россию и заставил его с интересом и напряжением всмотреться в неё. Сергей Павлович Дягилев, потому что открыл для восхищённой Европы и мира русское искусство, и прежде всего балет. И Сергей Иванович Щукин с Иваном Абрамовичем Морозовым, потому что в прорубленное Дягилевым культурное окно в Европу рискнули впустить свежие ветра самой передовой и интересной живописи, абсолютно непонятной тогдашней отечественной публике. При этом поражает практически визионерское упорство, с которым они - выходцы из консервативной старообрядческой среды - собирали свои абсолютно авангардные для тех времён коллекции. За 10 лет, с 1903 по 1913 год Морозов создал в своем особняке настоящий музей современного искусства, состоящий из более чем 300 картин высочайшего качества, да что там - подлинных шедевров. В 1913 году в Париже у Гертруды Стайн он купил «Девочку на шаре» Пикассо, свою последнюю картину, поставив, сам того не зная, красивую и грустную точку в систематическом коллекционировании западной живописи в нашей стране. Потому что дальше была война, оборвавшая культурные связи с Парижем, а затем и революция, обрушившая старый мир. Потом его коллекция была национализирована, а после на волне борьбы с безродным космополитизмом и низкопоклонством перед Западом разделена и спрятана в запасники. Но время все расставило по своим местам. Эти картины стали эмблемами Пушкинского и Эрмитажа, и до осени экспозиция полной морозовской коллекции будет главной выставкой сезона.